29 апреля текущего года состоялось внеплановое заседание постоянной комиссии областного маслихата по вопросам образования, культуры и спорта под председательством Жансугуровой А.Б.

Участниками которого стали  депутаты областного маслихата, представители региональной палаты предпринимателей, департаментов,  областных управлений, средства массовой информации.

На заседании был рассмотрен вопрос  «О трудоустройстве выпускников 2019-2020 учебного года организаций технического и профессионального, послесреднего образования Костанайской области».

По данному вопросу Каппасов О.К., руководитель ГУ «Департамент по обеспечению качества в сфере образования Костанайской области Комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки Министерства образования и науки РК», отметил, что в целом по области доля трудоустроенных выпускников в первый год после окончания колледжей и обучившихся по госзаказу составила 74,6%, что превышает плановое значение Госпрограммы на 2020 год.

В 21 колледже, из которых 3 – частные, доля трудоустроенных свыше 64%. Самый высокий показатель трудоустройства в Костанайском колледже автомобильного транспорта – порядка 94%.

Самая низкая доля трудоустроенных, от 40% до 49%, наблюдается в 4 колледжах с государственной формой собственности: Рудненский музыкальный колледж – 48%; Лисаковский технический колледж-46%; Карасуский сельскохозяйственный колледж – 44% и самый низкий показатель трудоустройства по области – в Рудненском колледже строительства и транспорта – 43%.

Однако, в  ходе обсуждения выяснилось, что этому есть свои объективные причины:  учащиеся колледжей поступают в высшие учебные заведения, ребят  призывают в армию, девочки уходят в декрет.

Также в своем докладе выступающий обозначил  проблемы колледжей, которые влияют на трудоустроенность выпускников.

Одной из проблем сферы ТиППО,  по его словам, является дублирование специальностей, в том числе невостребованных на рынке труда.

Дублирование отдельных специальностей и квалификаций, по которым осуществляется подготовка в нескольких организациях ТиППО области, может привести к переизбытку на рынке труда этих специалистов.  Как пример, по квалификации «Юрисконсульт». Вместе с тем, необходимость в подготовке юрисконсультов не определяется востребованностью кадров на рынке труда, о чем свидетельствует показатель доли трудоустроенных выпускников по этой квалификации очной формы обучения, составившая 60%.

К числу проблем отнесли также устаревшую материально-техническую базу колледжей, которая не обеспечивает качество подготовки кадров. Как отмечают специалисты уже много лет не проводились закупки дорогостоящего оборудования. Как итог – знания обучающихся не подкрепляются практическими умениями и навыками.

Заместитель руководителя ГУ «Управление образования акимата Костанайской области» Айсин А.С. отметил,  что по  сравнению с выпуском 2019 года наблюдается положительная динамика трудоустройства по госзаказу (на 5% выше), а также на 11% выше показателя республики.

Вопросы трудоустройства выпускников организаций ТиППО находятся на постоянном контроле управления образования, акимата области. Вместе с тем, в настоящее время Министерством образования и науки вносятся изменения в Правила размещения госзаказа (Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 января 2016 года  № 122), исходя из которых при размещении госзаказа будут учитываться не только трудоустройство выпускников, но также и их занятость.

Жусупова Л.И., заместитель директора по учебной работе Аулиекольского сельскохозяйственного колледжа обозначила пути  повышения эффективности  трудоустройства  выпускников  колледжа на примере своего Аулиекольского сельскохозяйственного колледжа.

Также заслушали директоров колледжей, где наблюдается  низкая доля трудоустроенных,

Все выступающие назвали одну и ту же проблему низкого процента трудоустройства – это когда учащимся ребятам не дают возможность доучиться. Они становятся призывниками, не получив диплома. Что отражается на показателе трудоустройства. После армии они уже не возвращаются в учебные заведения. Также в показатель не входят те учащиеся, которые продолжили обучение в высшем учебном заведении.

Депутатами маслихата подготовлены и направлены соответствующие предложения по всем проблемным вопросам в центральные государственные органы.

Инициатор внепланового заседания, Каппасов О.К. при подведении итогов заседания  поблагодарил  депутатов областного маслихата и всех присутствующих за состоявшийся конструктивный разговор и выразил надежду на изменение ситуации в проблемном поле образовательной системы.

По итогам заседания  принято постановление с соответствующими рекомендациями. Все вопросы взяты депутатами на контроль.