4  декабря текущего года состоялось плановое заседание постоянной комиссии областного маслихата по вопросам работы с молодежью, неправительственными организациями и общественностью под председательством депутата областного маслихата Дадановой А.М., на котором был рассмотрен плановый вопрос «О деятельности постоянной комиссии областного маслихата по вопросам работы с молодежью, неправительственными организациями и общественностью в 2019 году».

В работе комиссии  приняли  участие: депутаты областного  маслихата, представитель отдела внутренней политики акимата города Костанай, руководитель аппарата Костанайского областного маслихата,  руководители государственных учреждений, общественных организаций, СМИ.

В своем докладе депутат Костанайского областного маслихата Даданова А.М. отметила, что деятельность постоянной комиссии областного маслихата  по вопросам молодежи, неправительственных организаций и общественности в 2019 году осуществлялась в соответствии с планом работы Костанайского областного маслихата на 2019 год и согласно утвержденного Регламента областного маслихата.

За отчетный период постоянной комиссией было проведено    4 плановых заседания, в том числе 2 выездных заседания в Карабалыкском и Житикаринском районах.  Вопросы повестки заседаний постоянной комиссии были посвящены проблемным вопросам в сферах молодежной политики и развития неправительственного сектора в области:

1.О реализации молодежной политики в Костанайской области;

  1. О мерах по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений среди несовершеннолетних в Карабалыкском районе;

3.Об эффективности релизации социально значимых проектов государственного социального заказа  Житикаринского района.

В ходе рассмотрения комиссионного вопроса депутаты отметили динамику реализации комплекса мер в соответствии с Концепцией молодежной политики. Депутаты особо акцентировали востребованность рабочих специальностей в сельской местности, содействия занятости и повышения предпринимательской активности в рамках государственных программ,  реализации проектов  «С дипломом в село», «Ел ертені – болашақ жастардың қолында»,  направленных на решение приоритетных вопросов: образование, занятость, доступное жилье, поддержка молодых семей.

В связи с тем, что реализация молодежной политики нашего региона и в целом Казахстана касается буквально всех сфер  и имеет общезначимый характер, данный вопрос обсуждался в ходе совместных заседаний с другими постоянными комиссиями областного маслихата.

Наибольшее обсуждение вызвало выступление  председателя Общественного фонда Гражданский альянс Костанайской области «ГрИн» Утебаевой Д.К., в котором она рассказала о деятельности и проблемах  областного ресурсного центра НПО Костанайской области. В Костанайской области по состоянию на 1 сентября 2019 года зарегистрировано 951 НПО, из них 713 городские, 238 сельские. Несмотря на большое количество зарегистрированных НПО, активно действующими среди них является всего 181 (23 %). Остальные по различным причинам бездействуют, находятся на стадии ликвидации, либо существуют лишь формально на бумагах.

В своем  выступлении Утебаева Д.К.,  обратила  внимание на некоторые проблемы касательно реализации государственного социального заказа:

Первое. Одной из проблем по-прежнему является длительный межпроектный период, связанный с неорганизованностью государственных закупок. По-прежнему отсутствие альтернативы – повод для проведения повторного конкурса. Хотя для реализации системных государственных социальных заказов необходимо практиковать двух-трехлетние проекты, такой механизм использует только управление внутренней политики.

Второе. Законодательно государственные органы имеют право авансировать  ГСЗ в размере до 50 %, но по факту НПО вынуждены реализовывать за счет собственных средств, и только потом возмещаются расходы по факту, в некоторых управлениях предусмотрены штрафные санкции за несвоевременность сдачи отчета сразу на следующий день после окончания срока реализации. Т.е. практически невозможно сдать своевременно. Хотя есть и положительные примеры авансирования в 30% размере – УВП, УВМП, УДР.

Третье. Требования к финансовым отчетам у государственных органов неоднозначные. При приеме отчетов бухгалтера государственных органов ссылаются на прокурорские проверки,  при этом представители прокуратуры не дают разъяснений НПО.

С завершающим докладом выступил заместитель  акима Карабалыкского района Аужанов А.К., который представил развернутый отчет о проделанной работе в данном направлении в 2019 году.
По итогам заседания  принято постановление.